Культура по своему характеру диалогична, а по своей духовной сути чудесна: стоит подойти к книжной полке, открыть книгу – и ее автор становится нашим собеседником, мы можем вступить с ним в диалог, возражать или соглашаться, оспаривать, усваивать его мудрость; культура преодолевает пространство и время, она делает нас современниками Блаженного Августина и Преподобного Сергия Радонежского, вводит в кельи средневековых монастырей, приобщает к святому миру религии; невозможное в мире природном осуществляется в мире духовной культуры.
В средние века, как известно, диалог обыкновенно использовался в нравственно-назидательных целях. Внутренне диалогичен философский трактат Абеляра "Да и нет" (ок.1122 г.), другое его сочинение так и называется – "Диалог между философом, иудеем и христианином". Абеляр предвосхитил здесь не только диалог конфессий, но и диалог культур. Вообще, диалог – лучшая канва человеческого взаимопонимания; диалогические отношения – это универсальный феномен: где возникает сознание, там присутствует и диалог. Как форма разговора, диалог предполагает некую общность пространства и времени, сопереживания - с целью понять собеседника, найти с ним общий язык. В диалоге, по удачному выражению культуролога Г.С. Померанца, "дух целого возникает и прокладывает себе дорогу сквозь различия реплик".
В прошлом и книги нередко писались в виде диалогов. Участниками таких диалогов были обычно представители различных взглядов и точек зрения. Поэтому такие книги носили острый дискуссионный характер и представляли собою споры по тем или иным философским или естественнонаучным вопросам, сформировавшим необходимый тезаурус.
Каждый участник таких диалогов-реконструкций, может не только существенно обогатить их содержательную сторону своими собственными идеями и мыслями, но и попытаться связывать всё вместе нитью культуры, нанизывая на неё, как драгоценные бусы, диалоги-рекострукции, материалом (строительными блоками) для которых могут служить ранее опубликованные в различных источниках. Это, безусловно, необходимо и для пристального формулирования, рассмотрения и анализа вопросов с различных сторон.
В этой связи интересно замечание физика Дэвида Бома о пробуждении процесса самого диалога как свободного потока значения между всеми участниками. – В начале люди выражают закрепленные позиции, которые склонны защищать, но позднее становится ясно, что поддерживать чувство дружбы в группе гораздо более важно, чем придерживаться какой бы то ни было позиции. Такая дружба имеет внеличностное качество в том смысле, что ее установление не зависит от близких личных отношений между участниками. Таким образом, возникает новый вид разума, основанный на развитии общего значения, которое постоянно
Комментариев нет:
Отправить комментарий